Обеспечение безопасности людей на объектах с их массовым пребыванием невозможно без учета ключевых особенностей влияния состава людского потока на размеры путей эвакуации, так как, именно состав потока определяет главные параметры, необходимые для расчета риска, формируемого вероятностью безопасной эвакуации.
Эвакуация считается безопасной при обеспечении ее своевременности и беспрепятственности. Осуществление данных критериев возможно только при соответствии эвакуационных путей объекта нормативным требованиям. При этом эвакуационный путь, должен учитывать все особенности объекта и обеспечивать свободное перемещение каждого человека в безопасные зоны. [1]
В качестве объекта исследования был рассмотрен объект, где ситуация с составом потока приобретает наиболее неоднозначных характер, а именно, это аэропорты. В настоящее время роль авиасообщения набирает все большую значимость, и уже достигнуты рекордные цифры пассажиропотока. К примеру, в Москве за 2019 год было перевезено около 103 миллионов пассажиров.
Рис. 1 Динамика увеличения пассажиропотока в аэропортах (Ф3.3) за период 1980-2019 годы
На фоне данных колоссальных цифр, встает вопрос о повышенном внимании к обеспечению безопасности в аэропортах и в первую очередь, это обеспечение пожарной безопасности.
К сожалению, существующие нормы проектирования предъявляют лишь общестроительные требования. Требования пожарной безопасности к аэровокзалам, прописаны в несколько строк и не отражают всей специфики функционального назначения. Так в СП 1.13130.2020 все нормирование ограничено одним пунктом (Рис 2).
Рис.2 Выдержка из СП 1.13130.2020
где
Qп,i — частота возникновения пожара в здании в течение года
Kап,i — коэффициент, учитывающий соответствие установок автоматического пожаротушения требованиям нормативных документов по пожарной безопасности
Pпр,i — вероятность присутствия людей в здании
Pэ,i — вероятность эвакуации людей;
Kп.з,i — коэффициент, учитывающий соответствие системы противопожарной защиты, направленной на обеспечение безопасной эвакуации людей при пожаре, требованиям нормативных документов по пожарной безопасности.
При этом, вероятность эвакуации, определяется согласно выражению:
Основные параметры, формирующие вероятность эвакуации:
В рамках данного исследования особый интерес имеет расчетное время tр, так как его вычисление напрямую связано со скоростью движения людского потока по путям эвакуации, обусловленной параметрами движения людей различных групп мобильности, а также значением площадей горизонтальных проекций различных контингентов людей.
Фактически, нормами декларируется однородность состава основного функционального контингента в зданиях различного назначения. Так, в методике выделены некоторые группы людей, представлены параметры их движения и площади горизонтальных проекций.
Однако, опираясь на статистические данные, становятся очевидным, что параметры, полученные для объекта с одним функциональным назначением, нельзя применять для другого, так состав людского потока может сильно отличаться на различных объектах как по группам мобильности, так и по возрасту.
Для управления временем эвакуации и предотвращением ситуаций с возникновением давки возможно изменение размеров путей эвакуации. Так, с увеличением ширины эвакуационного пути, увеличивается и его пропускная способность. Это приводит к уменьшению плотности людского потока, и в итоге беспрепятственной и своевременной эвакуации.
Как итог, отразить влияние состава людского потока на пути эвакуации возможно следующим образом. Изменение состава людского потока несет за собой изменение основных параметров:
lк=V*tнб
где
V- скорость людского потока;
tнб – необходимое время.
Параметр f прямо пропорционален изменению плотности людского потока D.
Где,
N – число людей на участке;
l – длина участка пути;
∆ — ширина участка пути.
В свою очередь, по плотности людского потока D определяется интенсивность движения q, в соответствии с таблицей П2.1 Методики.
Ʃb=N/qmax*tнб
Сложности, связанные с отсутствием данных по составу людского потока в аэропорту, не позволяют смоделировать ситуацию, максимально приближенную к реальным условиям.
Полученные результаты не учитывают специфических характеристик пребывающих там людей и многих конструктивно-технологических особенностей, по этой причине к каждому подобному расчёту необходимо подходить индивидуально и проводить детальный анализ исходных данных.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Комплексное решение вопросов безопасности в строительстве
Подпишитесь на нашу рассылку и будьте в курсе новостей отрасли и компании
Оставьте свои контакты и наш специалист свяжется с Вами в ближайшее время
Нажимая кнопку «Отправить», Вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности
В ближайшее время наш специалист свяжется с Вами
Нажимая кнопку «Отправить», Вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности